Версия для слабовидящих
+7 (499) 611-17-16
Центральный филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое
управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов»

Новости

Органы рыбоохраны СССР – краткий исторический экскурс

Органы рыбоохраны СССР и Российской Федерации были представлены бассейновыми управлениями рыбоохраны, осуществлявшими весь комплекс мер по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулирования рыболовства на всех водоемах страны.

 

Чем занимались бассейновые управления, как осуществляли возложенные на них функции мы можем рассмотреть на примере одного из таких управлений - Московского бассейнового управления по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства «Мосрыбвод». После распада СССР все бассейновые управления стали самостоятельными единицами Комитета Российской Федерации по рыболовству, неоднократно реформировавшегося на протяжении последних двух с лишнем, десятков лет. В 2000 году бассейновые управления стали Федеральными государственными управлениями (ФГУ), затем преобразовались, и до настоящего времени являются Федеральными государственными бюджетными учреждениями (ФГБУ) подчиненными Федеральному агентству по рыболовству Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Но это административно-хозяйственные подробности которые мы сейчас опустим и попытаемся рассмотреть конкретный вопрос о задачах и функциях бассейновых управлений в тот период времени когда они входили в систему охраны рыбных запасов нашей страны.

В основные функции бассейнового управления еще с советских времен входили: осуществление охраны рыбных запасов, регулирование рыболовства (использования водных биоресурсов), включая охрану среды обитания – то есть водных просторов нашей страны, а так-же воспроизводство рыбных запасов и осуществление мелиоративных работ на водоемах.

Для решения этих задач органы рыбоохраны осуществляли контроль за промыслом водных организмов (от китов до ракообразных, включая и морских водорослей, и конечно же рыб), осуществляли «полицейские» функции на водоемах, защищая рыбные запасы от браконьерского лова, а среду обитания от загрязнения стоками промышленности и сельского хозяйства. Органы рыбоохраны вели большую работу по мониторингу промысла и динамике естественных популяций ценных видов рыб. Для этого велся не только контроль промышленного рыболовства, но и осуществлялся учет любительского вылова, а для понимания динамики численности популяций рыб на вверенных акваториях проводились систематические контрольные лова на основании которых составлялся многолетний профиль динамики численности, позволяющий своевременно организовывать всю остальную работу и по регулированию промысла и по искусственному воспроизводству ценных промысловых видов рыб. Ихтиологическую работу осуществляли специалисты ихтиологи входившие в состав как инспекций рыбоохраны, так и специализированных ихтиологических наблюдательных пунктов, создаваемых вблизи наиболее важных участков водоемов, например в рыбопропускных створах плотин, или вблизи нерестилищ ценных видов рыб (осетровых, лососевых).

 

Важным аспектом деятельности органов рыбоохраны в прежние времена являлась работа санитарных инспекторов рыбоохраны которые осуществляли контроль деятельности промышленных, бытовых и сельскохозяйственных предприятий наносящих ущерб водным риоресурсам. В рамках этих работ осуществлялся контроль за выбросом вредных стоков, работой водозаборных сооружений в части эффективности установленных на них рыбозащитных устройств. Санитарные инспектора являлись специально подготовленными грамотными специалистами, сочетавшими знания в области биологии, экологии, охраны природы и широкого понимания инженерных и иных технологических решений в различных сферах промышленного и сельскохозяйственного производства.

 

 

Особая часть в деле сохранения рыбных запасов отводилась воспроизводству ценных видов рыб. Работы в этой области осуществлялись входившими в состав бассейновых управлений рыбоводным предприятиям. Работы по искусственному воспроизводству осуществлялись на базе передовых разработок отраслевой и академической науки страны. Планирование строительства рыбоводных предприятий осуществлялось по результатам специальных исследований и данных текущего мониторинга проводимого самими бассейновыми управлениями. Данные такого мониторинга позволяли не только своевременно выявить угрозу тем или иным ценным видам промысловых рыб, но и судить о эффективности мер, направленных на восстановление или развитие их промысловых запасов.

 

 

Рядом бассейновых управлений осуществлялись и специальные работы по мелиорации водоемов и интродукции ценных видов рыб. Мелиоративные работы делились на две группы – текущую мелиорацию, включающую борьбу с заморными явлениями в водоемах, устройство искусственных нерестилищ и спасение молоди рыб, оставшейся в периодически пересыхающих и потерявших гидрологическую связь с постоянными водоемами и водотоками. И капитальную мелиорацию к которой относится: создание специальных нерестовых площадей для нереста осетровых видов рыб, проведение работ по повышению водности рыбохозяйственных водоемов и другие требующие разработки проектов и привлечения строительной техники работ, улучшающих условия жизни рыб в водоемах. Особую часть составляли работы по так называемой биологической мелиорации. Эти работы как правило примыкали к работам по интродукции (вселению) гидробионтов в водоемы. Суть биологической мелиорации заключается в направленном формировании биоценозов (сообществ живых организмов) водных объектов с максимально возможной продуктивностью. В одних водоемах для этих целей необходимо повысить долю хищных рыб, чтоб бороться с выеданием малоценными видами кормовой базы водоема, в других вселение растительноядных видов рыб, препятствующих зарастанию водоема, в третьих случаях вселение ценных кормовых организмов для расширения кормовой базы водного объекта (например вселение нериеса – многощитинкового червя в Каспийское море, что увеличило кормность мест нагула молоди осетровых в Северном Каспии).

 

Помимо своей производственной деятельности бассейновые управления проводили большую, направленную на формирование в обществе активной позиции по охране природных богатств страны, атмосферы нетерпимости к фактам браконьерства, незаконного сбыта рыбной продукции, загрязнения водоемов приводящего к гибели рыбы и других водных организмов. Для работы с общественностью создавались специализированные добровольные организации Совет общественных инспекторов рыбоохраны, и «Голубой патруль» детская (молодежная) организация, объединяющая юных помощников рыбоохраны. В стране массовым тиражом печатались плакаты, листовки, буклеты и брошюры рыбоохранной тематики.

 

 

Рассмотрим структуру одного из 29 бассейновых управлений, входивших в структуру органов рыбоохраны России в 2001 году.

В качестве примера можно привести Московское бассейновое управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства - Мосрыбвод.

В юрисдикцию Мосрыбвода включены водоемы Москвы и Московской области, объединенные в единый регион характеризующийся рядом исключительных особенностей, в частности, еще с советского периода, на территории Московской области было прекращено промышленное рыболовство. Запрет на промышленное рыболовство был вызван чрезвычайно высокой плотностью населения и концентрацией промышленных объектов в регионе. По данным Мосрыбвода в 1998 году на душу населения в Московском регионе приходилось 35 квадратных метров площади водоемов, что значительно меньше чем даже в пустыне Сахара. Помимо этого, водный режим, по климатическим условиям, в регионе весьма неустойчив.

В 2001 году основные производственные отделы Мосрыбвода, координирующие всю работу управления и его структурных подразделений и осуществляющие обобщение и анализ результатов деятельности существовали в следующем составе:

Отдел рыбоохраны - в его функции входили вопросы, связанные с непосредственной рыбоохранной работой на водоемах в которую входят борьба с браконьерством и надзор за промыслом, а так-же общее наблюдение за порядком на рыбохозяйственных водоемах и в их водоохранной зоне.

Отдел оперативного надзора за санитарным состоянием рыбохозяйственных водоемов осуществлял координацию работы в области надзора за ведением строительных и иных работ на акватории водоемов и в их водоохранной зоне, эксплуатацией береговых сооружений, загрязнением вод сбросами промышленных и сельскохозяйственных объектов и с плавсостава водного транспорта. Сотрудники этого отдела рассчитывали размер ущерба наносимого водным биоресурсам в результате выявленных фактов нарушения правил рыболовства и природопользования, представительствуют органы рыбоохраны в арбитражном суде.

Отдел предупредительного санитарного надзора – особый отдел созданный в составе Мосрыбвода в связи с большим объемом капитального строительства ведущегося в Москве и Московской области. Сотрудники этого отдела являясь опытными специалистами-экспертами в области охраны вод и их обитателей от негативного антропогенного влияния осуществляли работы связанные с согласованием проектной документации на объекты влияющие на водные биоресурсы и среду их обитания: водозаборы, очистные сооружения, объекты дорожного и коммунального хозяйства расположенные в водоохранных зонах рыбохозяйственных водоемов, проведение дноуглубительных, мелиоративных работ и добычу ПГС (песчано-гравийных смесей) и др.

Отдел регулирования рыболовства и контроля за сырьевой базой, или, если говорить не бюрократическим, а обычным языком – «Ихтиологический отдел».  Этот отдел осуществлял мониторинг, обобщение и анализ промысла для подробной оценки состояния сырьевой базы водоемов. Ихтиологический отдел курирует работу по паспортизации водных объектов, проводимую, как и контрольные лова, ихтиологами-наблюдателями межрайонных отделов рыбоохраны на местах. Совместно с Отделом оперативного санитарного надзора специалисты – ихтиологи осуществляют выезды на случаи гибели рыбы и рассчитывают размеры причиненного рыбным запасам ущерба. Помимо этой чисто ихтиологической работы ихтиологи отдела и местных подразделений рыбоохраны (инспекций) осуществляли контроль за эксплуатацией водоемов проводимой со стороны обществ охотников и рыболовов, и иных арендаторов заключивших с органами рыбоохраны договоры на использование водных биологических ресурсов в целях организации любительского и спортивного рыболовства. Ихтиологи разрабатывают и контролируют планы мелиоративных работ на водоемах, а зачастую, и принимают активное участие в их реализации. В периоды, когда это было определено законом, Отдел ихтиологии осуществлял лицензирование рыбохозяйственной деятельности и лицензионный контроль.

Отдел воспроизводства рыбных запасов (водных биоресурсов) осуществлял контроль и координацию деятельности рыбоводных предприятий, планирование и осуществление НИР в области искусственного воспроизводства (разведения) ценных видов промысловых рыб и других гидробионтов. Специалисты-рыбоводы отдела вместе с сотрудниками рыбоводных предприятий участвовали в выполнении федеральных программ по развитию сырьевой базы отрасли – рыбных запасов, вели работы направленные на сохранение биоразнообразия редких и находящихся под угрозой исчезновения, а так же ценных промысловых видов рыб, формированию генофондных коллекций и маточных стад редких и ценных видов рыб. Важное место в работе бассейновых управлений уделялось координации специалистов управлений, в особенности рыбоводных и ихтиологических отделов и отраслевой и академической наукой. Обмен информацией в плане натурных наблюдений, проводимых службами бассейновых управлений на водоемах страны, позволял отраслевым и академическим институтам осуществлять достоверный и полный экологический мониторинг водоемов большинства региона. Практика финансирования научно исследовательских разработок в области рыбоводства и рыболовства через бассейновые управления позволяла оперативно направлять, порой скудные средства, на решение действительно злободневных для отрасли проблем, так как в их заказе и приемке результатов разработки принимали участие непосредственно специалисты – практики, которым предстояло использовать эти научные разработки.

Помимо перечисленных в состав управления входят отделы и службы: кадров, бухгалтерско-финансового и материально технического обеспечения.

Кроме отделов управления любой рыбвод, в том числе и Мосрыбвод, включал в свой состав такие подразделения как районные, межрайонные и областные отделы рыбоохраны, рыбоводные хозяйства (рыбоводные заводы и пункты, питомники, нагульно-выростные хозяйства, акклиматизационные станции и др.). эти подразделения осуществляли рыбоохранную, ихтиологическую и рыбоводную работу непосредственно на местах.

В частности, в Мосрыбводе рыбоохранную работу в 2001 году вели Московская городская, Ступинская, Шатурская, Истринская, Коломенская, Можайская, Ногинская, Озернинская, Раменская, Серпуховская межрайонные инспекции рыбоохраны, а так же инспекции Канала имени Москвы и специальная - Оперативная инспекция рыбоохраны осуществлявшая функции контроля оборота браконьерских орудий лова и пойманной незаконно рыбной продукции. Оперативная инспекция в ряде случаев осуществляла функции усиления районах инспекций, как внутри Московского региона, так и за его пределами, словом везде, где сложилась неблагоприятная, криминогенная обстановка на водоемах. Инспектора этой инспекции обладали большим стажем и опытом работы в отрасли, многие имели специальное и юридическое образование.

В районных инспекциях рыбоохраны штат сотрудников включал в себя районных инспекторов, санитарных инспекторов, и ихтиологов-наблюдателей обладавших так же инспекторскими полномочиями. Помимо штатной численности к рыбоохранной работе практически привлекался, так называемый штат общественных инспекторов рыбоохраны. Общественным инспектором мог стать любой гражданин, имеющий активную жизненную позицию и желание уделять часть своего досуга делу защиты рыбных богатств нашей страны. Большинство государственных инспекторов рыбоохраны имели за собой несколько «общественников» которые принимали участие в рейдах по борьбе с браконьерством, проведении мелиоративных работ. Общественные инспектора наделялись некоторыми полномочиями: как то участие составе групп и самостоятельно проводить опрос рыбаков любителей, использование плавсредств, участие в рейдах в качестве понятых. Работа с общественностью позволяла инспекторскому составу быть более уверенным и осведомленным, что позволяло лучше осуществлять свою работу. В инспекциях к работе, особенно в советский период использовались и силы молодежи и школьников участвовавших в движении «Голубой патруль». Ребята спасали мальков из пересыхающих водоемов, вели ихтиологические наблюдения все это повышало грамотность граждан в деле защиты природы.

 

Скоординированный комплекс мер по охране, воспроизводству и мониторингу рыбных запасов в Советском Союзе давал возможность сочетать рост производства с сохранением природы, а в отдельных случаях даже приумножения ее богатств. Органы рыбоохраны страны осуществляли большую и кропотливую работу по охране голубых житниц страны, защите ее богатств от нерадивых хозяйственников. Воспитывали в широких кругах общественности бережное отношение к природе. Стояли на страже продовольственной безопасности страны.

Надеемся комплексный подход к охране и воспроизводству природных запасов и в новой Росси восторжествует и позволит передать последующим поколениям чистые реки богатые рыбой и другими водными биологическими ресурсами обеспечивающими стол россиян и повседневной пищей и праздничными деликатесами.

 

Главный рыбовод ФГБУ «Мосрыбвод»  А.Г. Романов